Владельцы товарных знаков принимают активные меры для защиты своей интеллектуальной собственности, поскольку значимость брендов растет в условиях развития экономики. Защита интеллектуальной собственности – это и работа с репутационными рисками, и предотвращение материального ущерба от продажи контрафактных и «серых» товаров.
Мы подготовили чек-лист для предпринимателей, который поможет просчитать возможные риски и оптимизировать процесс своей деятельности в отношении поставок товаров чужих брендов.
1. На первом этапе (еще до осуществления поставки товаров) рекомендуем проверить, внесены ли товарные знаки, нанесенные на ввозимые товары, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Данный реестр доступен здесь. Он содержит перечень товарных знаков, в отношении которых таможенными органами Республики Беларусь применяется особый механизм защиты прав правообладателей в виде приостановления срока выпуска товаров на 10 рабочих дней. Обратите внимание: таможенные органы лишь ориентируются на информацию, содержащуюся в ТРОИС, но никак ею не ограничены. Срок выпуска товаров может быть приостановлен, даже если товарный знак, нанесенный на товар, не внесен в ТРОИС, но в то же время у таможенных органов, к примеру, возникли сомнения в законности поставки товаров. Поэтому при планировании поставки стоит закладывать в срок поставки 10-дневный срок возможного приостановления срока выпуска товаров.
2. Если вы обнаружили, что интересующий вас товарный знак внесен в ТРОИС, то рекомендуем связаться с представителями правообладателя данного товарного знака и уточнить, возможно ли предварительно согласовать поставку товаров его бренда. Контактные данные представителей правообладателя указаны в ТРОИС. Если правообладатель будет готов предварительно согласовать поставку, то скорее всего для согласования у вас будет запрошен пакет документов. Обычно он включает коммерческие документы по поставке (CMR, инвойс, спецификация), фотографии ввозимых товаров (не картинки из каталога). Точный перечень документов необходимо уточнять в каждом конкретном случае.
Если правообладатель откажется предварительно согласовывать поставку, то указанный выше пакет документов все равно потребуется направить представителям правообладателя, но уже после помещения товаров под таможенную процедуру и по факту приостановления срока выпуска товаров.
3. В день подачи декларации можно повторно связаться с представителями правообладателя и уведомить, что декларация по поставке была подана, а также уточнить, следует ли направить в адрес представителей правообладателя пакет документов по поставке. Это позволит сэкономить время, так как на момент получения уведомления от таможни о приостановлении срока выпуска товаров у представителей правообладателя уже будет необходимый пакет документов, который они смогут незамедлительно направить правообладателю на согласование.
4. Далее необходимо дождаться решения правообладателя. Как заинтересованное лицо, вы можете связываться с представителями правообладателя для уточнения информации по поставке в течение срока приостановления, но в каждом конкретном случае правообладателю может потребоваться разное количество времени для принятия решения. При этом представители правообладателя никак не могут повлиять на ход принятия решения или ускорить его. Разумно будет оставить свои контактные данные для связи и попросить представителей правообладателя уведомить вас о принятом решении, как только оно будет получено.
Используйте данные рекомендации и просчитывайте предпринимательский риск при осуществлении поставок товаров чужих брендов!