На каждом этапе ведения бизнеса, будь то стартап или ведение уже существующего бизнеса, открытие нового направления или выход на новые рынки – могут быть свои особенности, связанные с регистрацией и защитой товарных знаков. Но прежде мы бы хотели начать с определения товарного знака, которое дал Каспер Дж. Веркман в своей книге «Товарный знак: создание, психология, восприятие»:
Мы желаем вам иметь такие знаки, которыми вы будете гордиться…
Итак, что такое товарный знак?
То есть, это обозначение, которое индивидуализирует продукцию конкретного производителя, выделяет ее из массы однородных товаров конкурентов. С помощью товарного знака производитель информирует потребителя о своем товаре, продвигает его. При этом товарный знак тесно связан с источником своего происхождения, производителем товара, который отмечен этим знаком. Это очень важный момент для бизнеса, ведь именно благодаря такой связи потребитель узнает о компании-производителе, формирует доверие к ней, а значит, и к другим ее товарам.
Чтобы получить от регистрации товарного знака максимальный эффект, мы рекомендуем оставить решение данного вопроса на откуп специалистам, в особенности, таким, как мы, которые изо дня в день только тем и занимаются, что готовят заявки на товарные знаки (а также промышленные образцы, изобретения, полезные модели и др.). При этом мы знаем, к чему могут привести те или иные ошибки, допущенные на стадии оформления прав на любой объект промышленной собственности (причины отказа).
Компания ЛЕКСПАТЕНТ оказывает весь комплекс услуг по приобретению и защите прав на товарные знаки, включая услуги по регистрации товарных знаков, как на территории Республики Беларусь, так и в любых других странах мира, в том числе:
Регистрация товарных знаков в России, Казахстане и других странах ЕАЭС/СНГ
Регистрация товарных знаков в США и Канаде
Регистрация товарных знаков в Китае
Что мы можем сделать:
провести поиск в базах данных товарных знаков на предмет отсутствия схожих товарных знаков;
оказать помощь в регистрации товарного знака;
преодолеть отказ в регистрации товарных знаков;
продлить регистрации товарных знаков;
оспорить регистрации чужих товарных знаков;
представлять интересы доверителя в различных органах, в том числе, судах и др.
Ниже мы даем ответы на самые популярные вопросы, возникающие в ходе ведения дел по регистрации товарных знаков.
Нет. Торговая марка, торговый знак, бренд, логотип – так зачастую называют то, что в Республике Беларусь законодательно определено как «товарный знак».
Правовая охрана товарному знаку предоставляется на основании его регистрации. Регистрация товарных знаков – обязательная составляющая бизнес-стратегии компании. Без приобретения исключительных прав на товарный знак все вложения в его развитие и продвижение могут оказаться бесполезными, так как конкуренты могут использовать аналогичный знак.
Объем охраны товарного знака определяется:
самим обозначением, особенностями его оформления;
перечнем товаров или услуг, для которых произведена регистрация товарного знака.
Непроработанная в части самого обозначения или перечня товаров заявка может привести к получению такой регистрации товарного знака, которая окажется бесполезной в конкурентной борьбе. Поэтому очень важно сперва правильно оформить права на товарный знак, а в дальнейшем – использовать полученное исключительное право в соответствии с выбранной стратегией.
Грамотно разработанная бизнес-стратегия в части защиты товарных знаков, первоочередной пункт которой – регистрация товарных знаков, поможет решить следующие задачи:
обеспечить их эксклюзивное использование;
предотвратить их несанкционированное использование, копирование или имитацию;
создать барьеры для доступа к рынку конкурентов;
избежать существенных финансовых затрат при отстаивании своих прав;
получить компенсацию в случае нарушения прав;
повысить ценность и репутацию бизнеса;
повысить конкурентоспособность бизнеса;
увеличить доходы за счет их лицензирования, франчайзинга, продажи;
использовать их в качестве рычага при проведении переговоров;
использовать их в качестве залога для получения инвестиций или кредитов и т.д.
Ответ однозначный: чем раньше – тем лучше. В идеале – как только знак разработан. Максимально ранняя регистрация товарного знака позволяет:
«забить» свою дату приоритета на товарный знак. Именно с даты подачи заявки будет отсчитываться срок действия будущей регистрации товарного знака. А при проведении экспертизы заявленный товарный знак будет сравниваться только с теми знаками, которые имеют приоритет более ранний;
предотвратить возможность регистрации вашего товарного знака патентными троллями, а иногда – и вашими конкурентами;
при рассмотрении споров длительность регистрации может иметь существенное значение.
Почти во всех странах мира защита действует 10 лет. Продление регистрации товарного знака может быть осуществлено на очередные 10 лет неограниченное количество раз. Те же правила распространяются и на продление международной или региональных регистраций.
Если товарный знак зарегистрирован, его владелец вправе сопровождать его символом Ⓡ (=registered, зарегистрировано). Такой символ будет сигнализировать третьим лицам, что знак является зарегистрированным, и его нельзя использовать без разрешения владельца. Это будет способствовать росту доверия к бренду, повышать имидж производителя и лояльность потребителей, которые будут уверены, что данный товар – оригинальный, обладает высоким уровнем качества, а его производитель заботится о своих правах и репутации.
Стоимость регистрации товарного знака зависит от выбранной процедуры получения регистрации (национальная, региональная или международная), количества классов товаров или услуг, для которых осуществляется регистрация товарного знака. Регистрация товарных знаков предполагает оплату официальной пошлины и тарифа патентного поверенного.
Свяжитесь с нами по телефону или электронной почте, чтобы воспользоваться услугами нашей компании по регистрации товарного знака, в том числе узнать о стоимости получения регистрации товарного знака в выбранной стране, получить консультацию относительно того, как минимизировать возможность отказа в регистрации товарного знака и что ещё можно сделать, чтобы улучшить ваши позиции на рынке в части осуществления прав на товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности.
В разных странах мира – приблизительно одинаковые причины отказа (но есть особенности). На примере Беларуси, если говорить упрощенно, отказ будет вынесен в отношении обозначения, которое:
не может выполнять отличительную функцию (например, ввиду особенностей исполнения оно слишком простое, не запоминаемое, не обладает различительным характером; является описательным - описывает свойства, характеристики товара; является общепринятым символом или термином и др.);
[наиболее распространенная причина отказа] тождественно или сходно до степени смешения с другими объектами патентного права (товарными знаками, географическими указаниями, фирменными наименованиями – в отношении однородных товаров, промышленными образцами, селекционными достижениями, некоторыми объектами авторского права;
тождественно или сходно до степени смешения с названием зарегистрированного в Беларуси средства массовой информации; именем/фамилией, псевдонимом, портретом известного в Республике Беларусь лица;
представляет собой официальные символы или названия (государственные гербы, флаги, названия государств, эмблемы международных межправительственных организаций, награды и др.);
является ложным или способным ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его производителя;
содержит указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;
противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Полный перечень оснований для отказа можно посмотреть здесь.
Можно. Для этого в различных юрисдикциях существуют отдельные процедуры. Отказное решение может быть пересмотрено, если заявитель предоставит аргументированное и убедительное для эксперта обоснование. Также решить проблему может предоставление согласия от владельца противопоставленного объекта и т.д. Важно – не пропустить срок обжалования.